Календарь мероприятий
«« май »»
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
«« 2024 »»

Новости


31 мая 2013
В звуках этих доброта и ширь…
 
Музыкант волею Божией
Каждый портрет имеет свою особую «тональность», продиктованную своеобразием личности портретируемого. «Тональность» портрета, к которому я приступаю, определяет прежде всего чувство удивления. Оно возникло у меня при первом же знакомстве с этим замечательным музыкантом и не покидает до сих пор…Музыкант он, что называется, «волею Божией». Но феномен его личности определяется не столько количеством перечисленных граней и свойств, но именно удивительной их соразмерностью, органичностью сочетания.
В жизни и творчестве Николая Литвинова и талант, и профессионализм, и любовь к народной музыке дополняют и питают друг друга. Воспитанник Уральской консерватории, ученик замечательного педагога по классу баяна Тамары Васильевны Запорожец, Литвинов – профессионал в самом высоком смысле этого слова. Этот профессионализм включает в себя и прекрасную мануальную технику, и безукоризненное владение материалом, и способность свободно творить на сцене.
«Мне очень приятно, что вы вспомнили о Т.Н.Запорожец, - вступает в беседу Николай Литвинов. - Она рано умерла, но я успел проучиться у неё три года, полные самозабвенной работы. Она была человеком, который смог мне открыть, что такое музыка. Я постоянно ощущал её поддержку, а она, в свою очередь, очень точно улавливала малейшие колебания моей игры. И за это ей огромное спасибо».

Русская народная песня - звучащий голос России
Руководимый Литвиновым коллектив – ансамбль «РУСЬ» - известный и любимый не только в нашей стране. Прославился он своим мастерством, оригинальностью репертуара, в котором – дарованная предками песенная летопись истории жизни народа. И нет в зале на концертах «РУСИ» равнодушных: зрители вовлекаются в песенное действо. Именно действо – ведь « играют» песню.
Театрализованные обряды – «Колядки», «Свадьба» и другие – органично соединяют музыку, слово, движение, танец. Пение сопровождается звуками деревянных ложек, трещоток, скалок…
В самой природе русской песни, в её сути, традициях – импровизация. И каждый раз при встрече с Николаем Литвиновым кажется: только сейчас, здесь, на сцене, на глазах у зрительного зала сложили, «сыграли» эту песню. Будто раньше, несколько минут назад, её и не существовало. Но вот взметнулся чистый звонкий голос солистки и словно эхом разнесся, раскатился. Потом к нему присоединился второй, третий, и, сливщись в общем потоке, звуки почти зримо живописуют трогающую душу красоту родной природы.
После одного из недавних концертов Литвинов согласился на небольшую прогулку по вечернему Владимиру. Вот его размышления: «Понимаете, слушатель – тот человек, с которым хочется поделиться своими мыслями и переживаниями. Ведь замысел любого исполняемого нами произведения, пропущенный через собственное отношение, становится эмоциональной ценностью, и её необходимо передать людям в зале. На  мой взгляд, на этом и стоит настоящее исполнительство. А это в свою очередь может сделать слушателя добрее, отзывчивее… Хотелось бы, чтобы слушатель испытывал духовное очищение».
Со всей откровенностью, зная «РУСЬ» с момента её создания и не пропустив практически ни одного концерта, могу сказать – цели эти коллектив всегда достигает. И самое прекрасное заключается в том, что все концерты руководимого Н.Литвиновым коллектива – при всех их художественной незаурядности, особенно заметной человеку заезжему, со свежим, так сказать, восприятием, - являются обычными концертами, нормой работы ансамбля, которым руководит Н.Литвинов.

Как все начиналось…
Путь Николая Литвинова к художественному руководителю «РУСИ» был и простым, и сложным. Простым потому, что сомнений в выборе музыкальной «линии» жизни у него, как и у окружавших его, никогда не было, и потому еще, что встретилось ему много хороших людей, принявших в нем доброе деятельное участие. Сложным – потому, что нет в искусстве легких путей, там более в той его области, где помимо способностей, непрестанного труда, сильной воли, нужно еще и определенная смелость: после более чем 25 лет работы в качестве музыкального руководителя, взяться шесть лет тому назад за художественное руководство ансамбля. Последнее не сразу распознается, и неизбежная смена музыкальной специализации – дело рискованное, болезненное, на которое не всякий решится…
« В моей жизни нет захватывающих событий, неожиданных поворотов, - как-то буднично и, несмотря на статус, скромно – говорит Николай Васильевич, - Обычная жизнь: школа, музыкальное училище, консерватория…»
Любовь к баяну привил ему отец, который сам немного играл на баяне. Он заставлял нашего героя слушать его. Кроме того, дома у Литвиновых было очень много записей популярных в то время Уральского и Воронежского хоров, а также знаменитого хора им. Пятницкого.
Николай был покорен игрой баянистов уральского хора. Неизгладимое впечатление, восторг оставила в душе молодого музыканта игра Василия Петровича Устьянцева. Из числа музыкантов выделяет Александра Склярова из Воронежа и москвича Фридриха Липса. Учась в консерватории, Николай должен был подрабатывать, чтобы купить хороший инструмент. «Денег платили мало, - вспоминает он, - а инструменты наши стоят дорого. Приходилось работать в музучилище и культпросветучилище преподавателем, руководя оркестром народных инструментов…, но это всё было несерьезно».
Очень хотелось начинающему музыканту иметь инструмент, который не выглядел бы пародией рядом с многотембровыми выборными баянами – красавцами, на которых играли его старшие коллеги. Вот и приходилось парню играть часто на баяне, взятом напрокат. За время обучения в консерватории и участия в многочисленных концертах Николай прошел естественные этапы развития баянного искусства, пропустив через себя огромный репертуар от простого наигрыша до самых современных произведений, остался народником и служит этому направлению в искусстве без малого 40 (!) лет.
За год до окончания консерватории Литвинов работает в ансамбле народного танца Дома культуры железнодорожников, которым руководил Владимир Михайлович Часовников. В тот же год Часовников по семейным обстоятельствам переезжает во Владимир и работает много лет балетмейстером ансамбля «РУСЬ». Заметив во вчерашнем студенте изюминку, он советует Литвинову подписать распределение по окончании консерватории в ансамбль «РУСЬ» Владимирской филармонии. «Вот как я оказался во Владимире, - констатирует Николай. – А с другой стороны, лучшей работы по окончании ВУЗа не предлагали».
Молодого музыканта интересовало всё, что происходило в мире музыки. С 1977 года Н.Литвинов работает в ансамбле «РУСЬ», именно здесь он познакомился с замечательным музыкантом, заслуженным артистом России Николаем Сныгиным. « Так, как играл на гармони Сныгин, - признался в беседе со мной Николай Васильевич, - не мог сыграть никто. Он принадлежал к плеяде маститых гармонистов, играя неподражаемо».

От «полуфабриката» до художественного руководителя
Много замечательных музыкантов прошло за 36 лет работы Литвинова в «РУСИ». Это и первый художественный руководитель ансамбля известный хоровик заслуженный артист России Я.В.Хохлов, и сменивший после его смерти заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии М.Н.Фирсов, это и артисты ансамбля и инструменталисты… «Каждый из них внёс, безусловно, свой вклад в становление нашего коллектива».
 «Я пришел в «РУСЬ» «полуфабрикатом». Когда меня назначили руководителем оркестра, я понял, что должен был подумать о более выразительных красках исполняемых нашим небольшим ансамблем мелодий. Мне пришлось много пробовать, постигать, учиться на том же владимирском рожке. И было у кого учиться, ансамбль «Вишенка». Тогда, на мой взгляд, там играли самые лучшие рожечники. Тогда же учился играть на жалейке, бриоле и других народных инструментах. Помогло ещё и то, что, служа в армии, я работал в духовом оркестре».
После смерти М.Фирсова художественное руководство было по праву поручено Николаю Васильевичу Литвинову. Кто как не он знает, как решать и творческие, и административные вопросы. То взаимопонимание, которое царит в руководимом Литвиновым коллективе, рождается в напряженной репетиционной работе, свидетелем которой является автор этих строк. На репетициях Николай Васильевич не щадит ни себя, ни артистов, ни музыкантов. Репетиции, надо сказать, не всегда проходят гладко, часто возникают споры, в которых отыскиваются оптимальные варианты трактовки той или иной музыки, исполняемого произведения. Зато когда эти варианты устанавливались, каждая новая мелодия ансамбля, каждый номер становились событием и являются до сих пор достоянием «РУСИ».
Программы ансамбля отличает большое жанровое разнообразие, они народны и классичны в одно и то же время, вбирают в себя и сочинения прошлого, и современные.

В этих звуках доброта и ширь…
Народная музыка нашла в Литвинове своего страстного, убежденного и вдохновенного пропагандиста. Он делает всё для того, чтобы её сокровища стали подлинным достоянием народа, чтобы о них не только имели верное представление, но знали и полюбили всем сердцем.
Подтверждение тому – обширная география гастрольных маршрутов ансамбля «РУСЬ». Он побывал в различных уголках России, ему аплодировали любители музыки стран ближнего зарубежья.
Наша встреча с Н.Литвиновым проходила в рамках 60-летнего юбилея музыканта. Наша беседа с ним часто прерывалась то телефонным звонкам, то решением каких-то организационных вопросов. «Меня больше всего волнует, чтобы хорошо прошел концерт», - говорит Николай Васильевич.
Всё в ансамбле делается слажено, с любовью друг к другу, к своему делу. Это «сыграть» нельзя. Наверное, потому с ним сотрудничают увлеченные, преданные своему делу люди. Например, художник Татьяна Гребнева…
…Заиграли народные инструменты. Ансамбль в полном составе репетирует номера к юбилейной программе. И в этих звуках доброта и ширь, тысячелетняя мощь и нежность – эти главные сокровища земли Русской, которые бережно и щедро дарят людям талантливые исполнители Государственного вокально–хореографического ансамбля «РУСЬ», руководит которым Заслуженный артист России Николай Литвинов.


Михаил Костаков, заслуженный работник культуры России,
член Петровской академии науки и искусства



« назад

Фотогалерея